Миссия Яндекса — помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни.

Что такое современный поиск

Традиционная задача любой поисковой системы — находить нужную информацию в интернете. В современном мире эта задача расширилась. Интернет уже нельзя отделить от реальности вокруг нас, и поисковые системы сейчас ищут по всему окружающему миру. И не только ищут, но и умеют подсказывать во всех жизненных ситуациях. Современный поиск понимает желания каждого пользователя и знает, что его окружает. Поэтому он может подсказать каждому человеку то, что подойдет именно ему. Что почитать, куда пойти поесть, какую музыку послушать, как быстрее попасть домой, где купить самые дешевые билеты.
Поиск всегда был и остается главным сервисом Яндекса, однако сегодня мы понимаем его роль более широко — это универсальный помощник, навигатор по всему, что нас окружает. Поиск теперь — и подсказка в нужный момент, и помощь в выборе, и возможность совершить действие.

Счастье пользователей

Все сервисы Яндекса сделаны для того, чтобы улучшать и упрощать жизнь людей. Каждый из наших сервисов помогает делать что-то, что еще вчера казалось невозможным. Несколько лет назад мы не могли представить себе, что можно понять текст на незнакомом языке, не выясняя в словаре перевод каждого отдельного слова. Что можно мгновенно узнать адрес ближайшей работающей аптеки, находясь в любой точке города. Что такси не надо ждать или заказывать заранее. А сейчас это все совершенно обычные вещи.
Это и есть то, чем Яндекс занимается, — создает сервисы для людей. Сервисы, которые, с одной стороны, обладают глубоким знанием окружающего мира, с другой стороны, понимают интересы пользователей. Сервисы, которые меняют привычную среду и помогают людям достигать своих целей в жизни.
«Счастье пользователей» — очень важное для нас понятие. Среди прочего оно означает, что польза, которую приносит сервис, и то, насколько приятно с ним работать, для нас важнее, чем его монетизация. Как правило, если нам удается сделать хороший сервис, который нравится людям, его модель монетизации образуется сама собой. При этом она обязана учитывать интересы пользователя.
Основа нашей работы — технологический подход и статистическая проверка всех содержательных изменений на наших сервисах. Любое изменение должно быть обосновано — это помогает нам понять, действительно ли оно полезно, действительно ли хорошо для пользователей.

Технологии мирового уровня

Яндекс — технологическая компания. В основе наших сервисов лежат сложные, уникальные, трудно воспроизводимые технологии. Именно они позволяют нам делать то, что еще некоторое время назад люди приняли бы за волшебство.
Практически все сервисы Яндекса используют машинное обучение — для ранжирования в поиске, показа рекламы, машинного перевода. В 2009 году Яндекс разработал и внедрил собственный метод машинного обучения — Матрикснет.
Благодаря технологии распознавания речи пользователи Яндекс.Навигатора могут общаться с ним голосом, а не печатать адрес руками. Технология извлечения фактов отмечает для пользователей Почты некоторые письма — билеты, сообщения о встречах, информацию о скидках, чтобы в нужный момент их можно было сразу найти. Рекомендательная технология Диско помогает пользователям Музыки выбрать композицию, подходящую под настроение. Для поиска похожих изображений Яндекс использует свои разработки в области компьютерного зрения. В 2011 году мы запустили сервис машинного перевода — один из трех подобных во всем мире.
Чтобы сервисы и технологии могли функционировать, Яндекс поддерживает сеть центров обработки и хранения данных — десятки тысяч серверов. Вычислительные возможности и алгоритмы Яндекса используют и наши партнеры для проведения своих научных исследований — например, в области ядерных исследований и геологоразведки.

Наука и образование

Нам удалось собрать команду специалистов во многих областях науки — в математике, анализе данных, программировании, лингвистике и других дисциплинах. Кроме работы над сервисами и технологиями они активно занимаются образовательной деятельностью.
У Яндекса есть свои учебные программы. В 2007 году компания открыла Школу анализа данных (ШАД) — учебное заведение для выпускников вузов и старшекурсников. Филиал Школы есть и в Минске. ШАД готовит специалистов в области обработки и анализа данных и извлечения информации из интернета. Выпускники Школы работают и в Яндексе, и в других компаниях. Периодически Яндекс проводит онлайн-курсы для менеджеров, разработчиков интерфейсов и других специалистов.
Компания организовывает международную научную конференцию по машинному обучению, на которую съезжаются специалисты из разных стран. Кроме того, мы проводим семинары, лекции и мастер-классы для тех, кто уже связал свою карьеру с интернетом или только собирается это сделать.

Поддержка экосистемы

Как и любой крупный участник рынка, своим существованием и своей деятельностью Яндекс влияет на экологию интернета. И наша ответственность в том, чтобы это влияние было позитивным. Основная ценность для Яндекса — это интересы пользователей. Чтобы предоставлять им хороший поиск, Яндексу необходим открытый, разнообразный интернет со множеством качественных ресурсов.
Развивать сервисы для пользователей можно только вместе со всеми участниками рынка, с учетом их интересов. Мы создаем платформенные решения и вырабатываем прозрачные правила взаимодействия, в результате в выигрыше оказываются пользователи.
Одну из важных целей мы видим в том, чтобы создавать платформы, к которым могут подключаться не только интернет-сервисы, но и вообще все бизнесы — от магазина до таксопарка. Мы создаем новые инструменты, которыми могут пользоваться люди для взаимодействия с этими бизнесами — где бы они ни находились и какую задачу бы ни решали.

Компания «Яндекс»

История Яндекса началась задолго до образования компании — еще в начале 1990-х годов. А компания «Яндекс» появилась в 2000 году — через три года после запуска портала yandex.ru. Сейчас у Яндекса есть офисы и представительства в девяти странах, там работают около 8000 человек.
Офис в Беларуси компания открыла в 2011 году. Основное направление его работы — это развитие Поиска. В Минске работает часть специалистов, которые занимаются Почтой, Картами, Музыкой, Толокой, Диском — и это далеко не полный список сервисов. Здесь же находится команда речевых технологий и разработчики программного обеспечения для беспилотных автомобилей. В 2017 году к команде офиса присоединился коммерческий отдел. Он отвечает за работу с рекламодателями и рекламными агентствами Беларуси.
Основной доход Яндекс получает от продажи рекламы. Технологии Яндекса позволяют размещать рекламу на десктопных и мобильных устройствах и таргетировать её на нужную аудиторию. Компания предлагает комплексный сервис для работы со всеми форматами рекламы — Яндекс.Директ, а также аналитические инструменты для оценки эффективности рекламных кампаний.
В 2002 году компания стала самоокупаемой. С тех пор доходы Яндекса постоянно растут. В мае 2011 года Яндекс провел размещение акций на NASDAQ — фондовой бирже, специализирующейся на высокотехнологичных компаниях. Тикер Яндекса — YNDX.

Принципы