Принципы Яндекса

Мы постоянно учимся чему-то новому, экспериментируем и многое узнаём на практике — в этом суть Яндекса. За годы существования компании мы сформулировали для себя правила, которых придерживаемся в работе. Это не строгий кодекс, а набор выводов, которые помогают сотрудникам Яндекса в разных городах и странах принимать решения. Мы публикуем этот внутренний документ, чтобы наши пользователи и партнёры также знали, что для нас важно. Эти принципы не высечены в камне, время от времени мы что-то добавляем, так что можно следить за обновлениями.

Общие принципы создания сервисов

  1. Мы создаём сервисы, которые приносят пользу людям и дают им новые возможности. Мы делаем сервисы, которыми хотели бы пользоваться сами, делиться с друзьями и близкими. Мы не создаём сервисы только ради зарабатывания денег.
  2. Мы стремимся создавать объективные сервисы, основанные на максимально полном и точном отражении окружающей нас реальности. Для этого мы агрегируем различные данные, например веб-страницы или пользовательские отзывы.
  3. Наша работа строится на принципах честности и прозрачности. Мы исходим из того, что любой внутренний диалог, документ или исходный код при определённых обстоятельствах может стать публичным. И если это случится, нам не должно быть стыдно.
  4. Пользователь — наш главный заказчик, то есть тот, для кого мы работаем и делаем сервисы. Это касается не только людей, которые обращаются к Яндексу за решением повседневных задач, но и наших партнёров: магазинов, ресторанов, курьеров, водителей, создателей контента и всех остальных. Все они наши пользователи.
  5. Мы осознаём свою ответственность за сервисы, которыми пользуются миллионы людей, и стараемся развивать их таким образом, чтобы максимизировать пользу и минимизировать вред. Поэтому мы, например, много инвестируем в антиспам, антифрод и другое «анти».
  6. Мы создаём сервисы с уважением к локальным особенностям рынка: законодательству, культуре, языку. Мы называем это принципом транслокальности.
  7. Технологии являются нашей основной компетенцией. Мы создаём сервисы на основе технологий. Поэтому, когда мы принимаем решение о разработке сервиса, мы думаем о том, как с помощью технологий создать в нём дополнительную ценность.
  8. Мы не боимся признавать собственные ошибки и закрывать сервисы. Создавать качественно новое для нас важнее, чем не допускать ошибок.
  9. Во всём, что мы делаем, мы стараемся не относиться к себе слишком серьёзно. Мы ценим самоиронию и любим смеяться — прежде всего над самими собой.

Коммерция

  1. Мы стремимся к тому, чтобы наши сервисы могли существовать и быть полезными человеку в долгосрочной перспективе. Для этого мы создаём сервисы, которые будут приносить прибыль: ведь если сервис прибыльный, значит, он нужен людям.
  2. Некоторые сервисы мы развиваем несмотря на то, что они никогда не станут прибыльными. Мы делаем так потому, что верим в их ценность и пользу для людей.
  3. Яндекс развивает сервисы для бизнеса, которые доступны сразу большому количеству компаний, и не занимается разработкой по заказу отдельных организаций.
  4. Мы не обманываем пользователей и не зарабатываем обманом.
  5. Мы не создаём сервисы, целью которых является монетизация через тотализаторы и казино. Мы также не рекламируем казино, тотализаторы, пирамиды и другие аттракционы с нулевой или отрицательной суммой.
  6. Мы размещаем социальную и благотворительную рекламу по специальным правилам, которые были разработаны вместе с экспертами и отличаются от правил для коммерческой рекламы. Для того чтобы процесс был прозрачным для рекламодателей и пользователей, мы опубликовали эти правила, а также выпускаем отчёт о соцрекламе, где указываем все подробности кампаний. Социальная реклама маркируется специальным знаком.

Данные

  1. Мы используем данные о поведении пользователей только для того, чтобы создавать для них новые и улучшать существующие сервисы. В частности, мы никогда не продаём данные о наших пользователях.
  2. Мы осознаём ответственность, которую влечёт для нас хранение большого объёма данных о пользователях, например о том, что они ищут в поиске. Поэтому безопасность пользовательских данных является для нас одним из приоритетов. Мы тщательно защищаем данные наших пользователей и обращаемся с ними очень бережно.
  3. Если мы обязаны раскрывать данные по запросу правоохранительных органов, то делаем это строго по закону и только в том объёме, который необходим. Мы рассматриваем только те запросы от государственных органов, которые поступают через официальные каналы коммуникации и соответствуют всем формальным требованиям. На отдельной странице корпоративного сайта мы собираем данные о количестве подобных запросов и раз в полгода публикуем отчёты.

Государство и общество

  1. У нас, сотрудников Яндекса, могут быть разные политические мнения, религиозные взгляды и позиции. Однако продукты нашей деятельности — то есть сервисы Яндекса — не имеют никакой позиции и политической окраски: они одинаково хорошо работают для всех. Мы не создаём сервисы, которые приводят к разделению общества по политическим, расовым, религиозным или другим признакам.
  2. Яндекс открыт к диалогу с обществом и государством. Умение слушать общество и реагировать на общественные запросы, оставаясь при этом в правовом поле, — необходимое условие развития компании.
  3. Мы соблюдаем законы стран, на территории которых работаем, а также осознаём свою роль в развитии рынка. Мы стараемся способствовать конструктивному развитию законодательства, которое связано с влиянием новых технологий на жизнь общества.
  4. Мы предоставляем государственным органам такие же сервисы, как и всему остальному рынку. При этом мы взаимодействуем с ними по тем же принципам и на тех же условиях (в том числе ценовых), что и с коммерческими заказчиками. Мы не изменяем продукты по заказу государства и не занимаемся разработкой специальных сервисов для государства.
  5. Мы не разрабатываем технологии военного назначения.
  6. Так как в социальных сетях и других современных коммуникациях невозможно провести чёткую грань между личным мнением и позицией компании, руководители компании не высказываются публично на политические темы. Эти ограничения не касаются всех остальных сотрудников, которые в своих высказываниях выражают своё личное мнение, а не позицию компании.
  7. В случае чрезвычайных ситуаций мы делаем сервисы, которые помогают людям получать информацию, необходимую для обеспечения их безопасности.

Конкуренты

  1. Мы поддерживаем конкуренцию и выступаем за равные условия для всех компаний. Мы не хотим, чтобы наших конкурентов поражали в правах. Мы хотим выигрывать в честной конкурентной борьбе. Мы исходим из того, что принцип равноприменимости условий и правил работы должен действовать для всех компаний на рынке, включая Яндекс.
  2. Мы поддерживаем конкуренцию глобальных и национальных компаний, поэтому мы против раздробления интернета и не принимаем решений, которые ему способствуют. Конкуренция с глобальными игроками помогает нам быть сильнее, это развивает рынок в целом.
  3. Если мы нанимаем сотрудников из конкурирующих компаний, то делаем это с единственной целью — получить квалифицированного работника, а не для конкурентной разведки. Мы уважаем чужой NDA так же, как свой.
  4. Мы не выступаем с публичной критикой конкурентов и их продуктов. Мы можем отвечать только за свои сервисы и говорим только о них.
  5. Мы даём возможность размещать рекламу в рамках нашей общей оферты любым бизнесам, разрешённым законом. Но при этом мы считаем, что справедливо, если платформы, которые рекламируются у нас, также предоставляли бы нам доступ к продвижению на своих платформах.
  6. Мы исходим из того, что в интернете конкурирующие сервисы находятся для пользователя на расстоянии одного клика, и, если пользователю что-то не нравится в одном сервисе, он быстро может перейти на другой. Мы никак не ограничиваем людей в праве переходить на конкурирующие с нами сервисы и получать информацию об этих сервисах. Например, на странице поисковой выдачи Яндекса в течение двадцати лет размещены ссылки на другие поисковые системы.
  7. Ранжирование результатов поиска происходит на основе критерия полезности — того, насколько конкретный элемент на соответствующем месте решает задачу пользователя наряду с другими элементами по запросу. Сервисы Яндекса также ранжируются по этому принципу.
  8. Мы убеждены, что пользователь имеет право самостоятельно выбирать, какими сервисами пользоваться «по умолчанию», и выступаем против рыночных практик, которые это право ограничивают.

Искусственный интеллект

  1. Наша цель — создавать алгоритмы ИИ, чьи решения стремятся к тому, что мы сделали бы сами. Системы искусственного интеллекта учатся на примерах, которые дают им люди. Поэтому, обучая наши алгоритмы, мы очень тщательно подходим к подготовке выборок, на которых они тренируются принимать решения.
  2. Безопасность первична для ИИ. Все решения и предсказания наших алгоритмов должны быть воспроизводимы. Обученные алгоритмы проходят тестирование в лабораторных условиях перед запуском. Мы тщательно отслеживаем все решения, которые принимают наши алгоритмы.
  3. Ранжирование всегда должно происходить по алгоритму, о принципах работы которого можно понятно и прозрачно рассказать публично. Это особенно касается разного рода топов и рейтингов.

Дистрибуция

  1. Перед установкой приложения мы явно сообщаем пользователю, что он устанавливает. Мы не прячем эту информацию за клик или в мелком шрифте. Если при установке необходимо принять лицензионное соглашение, человеку обязательно нужно дать возможность ознакомиться с этим документом.
  2. Мы не устанавливаем незаметно для пользователя одну программу или приложение в составе другой. Также мы не создаём ярлыки на рабочем столе без согласия пользователя установить программу (однажды мы так сделали, после чего устыдились, исправились и добавили этот пункт).
  3. Перед тем как добавлять новую функциональность в приложение, мы собираем максимальное количество объективных данных, чтобы проверить её полезность.

Культура компании

  1. В Яндексе доверяют друг другу — это базовый принцип свободы творчества. Мы исходим из того, что любой сотрудник Яндекса — профессионал, который не нуждается в контроле, за ним не нужно ходить по пятам. Право действовать и принимать решения даётся сотруднику в обмен на прозрачность его целей, действий и результатов.
  2. Культура Яндекса неиерархична. Мы поощряем выражение профессионального мнения независимо от должности сотрудника. Принято договариваться и объяснять, а командовать и приказывать не принято.
  3. Мы ценим честность и не обманываем друг друга.
  4. Карьера в Яндексе зависит исключительно от профессиональных качеств, способностей и результатов человека. Регалии и связи не играют никакой роли, когда мы решаем, кого взять на работу или повысить в должности.
  5. Мы с уважением относимся друг к другу вне зависимости от возраста, пола, сексуальной ориентации, религии и взглядов.

Устойчивое развитие

  1. Мы верим, что образование — один из самых надёжных способов изменить мир к лучшему, и развиваем образовательные программы в сфере математики и ИТ для людей разных возрастов и из разных регионов. Мы готовим ИТ-специалистов для всех, не только для себя.
  2. Мы стремимся строить сервисы, доступные всем пользователям, в том числе людям с инвалидностью. Наши технологии помогают преодолевать барьеры не только в цифровой среде, но и за её пределами.
  3. Мы делаем ставку на системную благотворительность. Поэтому мы внедряем в наши сервисы механики, которые позволяют людям сделать помощь некоммерческим организациям частью повседневной жизни, и помогаем сами.
  4. Мы ответственно относимся к воздействию, которое компания оказывает на окружающую среду: отдаём приоритет энергоэффективным решениям, стремимся сократить объём упаковки и использовать перерабатываемые материалы.