Отлично сохранившийся до наших дней монастырский ансамбль с очень богатой и интересной историей. Такого количества святынь мало где можно встретить. Очень приветливые служители. Женщина из церковной лавки очень интересно рассказала об истории монастыря, хранящихся святынях, о достопримечательностях Ростова Великого. Видно, что люди любят свою работу и свой древний город.
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь находится в Ростове Великом, на берегу озеро Неро. Монастырь еще полностью не восстановлен. На территории можно взять экскурсию, очень познавательная и недорогая в 2021 году стоила 500 руб. Певчим хором можно заслушаться, как хорош. Здесь находятся мощи Димитрия Ростовского. Есть источник, монастырская лавка.
Спасо-Яковлевский монастырь — это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого - необыкновенно красивый комплекс на берегу озера Неро, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей.
Яковлевская обитель была основана в 1389 году епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию. Существует следующая легенда:
" На третий год поступления святителя на ростовскую кафедру, около 1389 г., одна из ростовских княгинь - Феодора - вооружила против себя ростовского князя, которым вместе с боярами была объявлена как преступница, и осуждена на смерть. Феодора прибегла к помощи святителя и умоляла спасти ее от казни. Св. Иаков, следуя примеру Спасителя, велел бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным. Князь, бояре и граждане, недовольные таким судом, нарушившим их приговор, выгнали своего пастыря из города и самовольно лишили его пастырской власти. Св. Иаков вышел из ростовского кремля, подошел к озеру Неро, снял с себя мантию и бросив ее в воду, встал на нее и как на лодке приплыл к берегу, где теперь и находится монастырь..."
Рядом с Яковлевской обителью находился мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией.
Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Позднее, во второй половине XVIII в. два эти монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был приписан к Яковлевскому.
Кроме того, последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. Приписка к архиерейскому дому имела для Яковлевского монастыря огромное значение - ранее деревянные храмы стали заменяться каменными.
XVIII столетие в истории Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Они связаны с именем ростовского митрополита Димитрия (1702-1709). Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения ударенный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. 25 ноября тело святителя было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме.
В 1752 г. в Яковлевском монастыре были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского. Началось с того, что над его могилой в юго-западном углу Троицкого храма, осел чугунный пол. В сентябре 1752 г. приступили к ремонтным работам. После снятия плит, удаления земли и щебня, открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Первое освидетельствование мощей произвел ростовский митрополит Арсений. Для временного хранения обретенных святыни на месте захоронения была устроена каменная гробница. Обо всем происшедшем митрополит Арсений незамедлительно донес в Синод.
Молва о новообретенных мощах Димитрия Ростовского распространялась по России. В Ростове при мощах Димитрия совершались чудотворения. Исцеления происходили и в других местах России при обращении к святителю Димитрию, по молитве к нему.
Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при гробе Димитрия, долго и тщательно проверялись. Только 1 апреля 1757 г., в первый день Пасхальной седьмицы, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения − 21 сентября, также как и день кончины владыки − 28 октября, назначались днями празднования новому святому.
Чувства, которые охватывают при посещении монастыря, можно описать как спокойствие, умиротворение и восхищение красотой этих древних стен и храмов.