Автомобильные аварии в Минске

В 2017 году пользователи Яндекс.Навигатора и Яндекс.Карт оставили на карте Минска больше 41 тысячи отметок о ДТП. Мы проанализировали их распределение на карте города и нашли наиболее аварийные и опасные места. Аварийные — те, в которых оказалось больше всего отметок. Опасные — места с самым высоким отношением числа аварий к числу проехавших машин, то есть такие, в которых вероятность стать участником или свидетелем ДТП выше среднего.

Отметки об авариях иногда используют не по назначению: например, чтобы сообщить о перекрытии дороги, пошутить или просто высказаться. Чтобы это не влияло на расчёты, мы учитывали только отметки с описанием ДТП (например, «пробка от матусевича до поликлиники») или указанием ряда (например, «левый ряд» или «средний ряд, левый ряд»). Отметки, относящиеся к одному происшествию, склеивали. В результате осталось 23 тысячи отметок — по ним мы нарисовали тепловую карту аварий.

Сообщения о ДТП чаще всего оставляют на основных магистралях: выделяются проспекты Независимости, Дзержинского и Пушкина, а также места пересечения вылетных магистралей и МКАД. На первом и втором кольцах тоже много отметок.

Десятая часть всех отметок оказалась в центре, внутри первого кольца. Особенно много их на площади Победы и улице Немига. Между первым и вторым кольцами расположено около четверти всех отметок о ДТП. Остальные — между вторым кольцом и МКАД. Аварийные места часто находятся у торговых и бизнес-центров, а также у транспортных узлов — вокзала и станций метро.

У станций метро вероятность стать свидетелем или участником ДТП выше, чем в среднем по городу. Скорее всего, причина в плотности и разнообразии движения: тут и общественный транспорт, и пешеходы, и автомобили. Также выделяются пересечения крупных магистралей — друг с другом, со вторым кольцом и МКАД.

Четыре из десяти самых аварийных мест попали и в топ опасных — помимо упомянутого перекрёстка в начале проспекта Рокоссовского, это площадь Бангалор и места пересечения крупных магистралей — улицы Немига и Городского Вала, а также проспекта Машерова и улицы Максима Богдановича.

Безопаснее всего на минских дорогах было в июле, в разгар сезона отпусков: в это время число сообщений об авариях на тысячу пользователей было наименьшим. С августа значение этого показателя стабильно росло и достигло годового максимума в декабре: снег, лёд и предпраздничный ажиотаж часто приводят к увеличению числа ДТП.

Как мы считали

Мы разделили город на квадраты со стороной сто метров. Поскольку одной и той же аварии часто соответствует несколько точек и комментариев, все отметки, оставленные в пределах одного часа и попавшие в один квадрат, объединяли.
 
Аварийность квадрата считали по числу попавших в него отметок о ДТП. Опасность определяли как отношение числа отметок к числу проездов в квадрате.
 
Чтобы найти самые аварийные и самые опасные места, мы применили алгоритм «спуск с горы». Квадраты с наибольшим значением показателя аварийности или опасности считали центром кластера, его «вершиной». Соседние квадраты с меньшими значениями присоединяли к данному кластеру. Склейка прекращалась в двух случаях: 1) когда значение показателя в следующем квадрате было выше, чем в предыдущем, — такое место считали началом восхождения к новой «вершине», а значит, частью нового кластера; 2) когда значение показателя в следующем квадрате было в пять раз ниже, чем в квадрате-«вершине», — такое место считали «долиной», концом спуска.